Модуль № 7
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОЕКТА
Наличие «миссии» стало обязательным как для крупных брендов, так и для стартапов, ведь это то, что даёт смысл для существования и развития компании. Наличие смысла, ценностей и полезного эффекта – это бесконечный источник вдохновения, мотивации и лояльности для клиентов, сотрудников и других проектов.
В первом модуле нашего курса мы уже говорили о том, какие социальные и экологические проблемы могут решать благотворительные магазины и некоммерческие организации, которые занимаются рециклингом ненужной одежды в России. Благотворительные магазины могут не только отчислять часть прибыли на благотворительность, но и трудоустраивать людей из социально незащищенных групп, создавать рабочие места для людей, которым сложнее трудоустроиться на открытом рынке труда, вдохновлять людей на осознанное потребление, обеспечивать малоимущих необходимой им одеждой.
Направление, в котором будет развиваться проект, определяет его основатель и команда, но это происходит в определенной системе координат – необходимо связать собственное желание с актуальными для города, страны и планеты проблемами и понять своё собственное место в экосистеме.
СИСТЕМА КООРДИНАТ
Цели устойчивого развития (ЦУР) были приняты 25 сентября 2015 года 193 странами и определили основную повестку преобразования нашего мира к 2030 года. Цели включают в себя такие направления, как ликвидация нищеты, достижение гендерного равенства, осознанное потребление и производство и четырнадцать других. С ними можно подробно ознакомиться по ссылке.
Какие бы социальные и экологические проблемы ни решал ваш проект, они попадают под описанные глобальные задачи, которые актуальны и важны для нашей планеты и ее обитателей. Связав свои текущие задачи, свое видение «социальной пользы» и конкретных результатов деятельности с глобальным контекстом, вы существенно расширяете поле партнеров, с которыми вы можете взаимодействовать и которым может быть интересна ваша деятельность, начинаете понимать, какую роль играете в международном сообществе и можете с большей легкостью стать его частью. Также понимание ЦУР позволит вам легче ориентироваться в социальной стратегии корпоративных партнеров и приходить с более выигрышными, с точки зрения их повестки, предложениями. Например, если крупная европейская компания ориентируется на гендерный вопрос и стремится к поддержке равенства между мужчинами и женщинами, более логично предложить социальный проект, направленный именно на эти вопросы, а не на очистку берега реки от пластиковых отходов или инклюзивное образование.
Полезно посмотреть на свою деятельность и с другого ракурса, например, через призму стратегии государства. Например, если вы живете в России, ознакомьтесь с национальными проектами, которые определяют стратегию развития государства до 2024 года. Если ваша деятельность и социальные проекты, осуществляемые организацией, попадают под те формулировки и задачи, которые прописаны в проектах, то вам легче будет найти общий язык с администрацией города, претендовать на поддержку, а также получать гранты из федеральных и региональных бюджетов.

ЗАДАНИЕ (для самостоятельного выполнения)
Ознакомьтесь с ЦУР и выберите те направления, которые вам кажутся наиболее релевантными вашей деятельности. Каким образом вы решаете обозначенные проблемы в своем городе? Отражены ли приоритетные для вас задачи и проблемы, что вы решаете, в национальных проектах государства, в котором вы живете?
В видео возможно упоминание Инстаграм и Фейсбук. Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данных социальных сетей на основании осуществления ею экстремистской деятельности

»
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
Количественные показатели – это тот результат вашей деятельности, который вы можете посчитать. У проектов, подобных благотворительным магазинам, они могут быть выглядеть таким образом:
  • Количество пунктов приема по городу
  • Количество людей, которые ежегодно сдают свою одежду
  • Количество вещей, которые вы ежегодно собираете
  • Количество вещей, которые пригодны для повторного использования и переработки
  • Количество организаций, которым вы оказываете помощь
  • Финансовые результаты (оборот и прибыль организации)
  • Количество людей, получивших помощь
  • Количество трудоустроенных сотрудников
Важно помнить, что цифры лучше воспринимаются в каком-то контексте и очень относительны. Например, вы можете не быть главным работодателем в городе и помогать всего нескольким людям. Но если вы знаете, что никто из них не мог получить работу в течение последних 10 лет, то этот результат становится намного более значимым. Вы собираете несколько десятков тонн одежды, что в общем-то, не решает проблему, ведь ежегодно в России выкидывают более 2 миллионов тонн одежды. Но при этом вы являетесь самым большим сборщиком вещей в своем городе и растете вдвое ежегодно.
Рассказывая о своей работе через количественные показатели, не забывайте, что многие люди вообще не представляют себе, как выглядит тонна одежды и что такое «килограмм CO2». Поэтому необходимо использовать примеры, сравнения, давать более развернутое объяснение даже простым, на первый взгляд, значениям.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Порой достаточно сложно оценить тот эффект, к которому ты стремишься, в количественном эквиваленте. И в этом случае нужно просто хорошо представлять, что ты хочешь изменить, иметь некоторую «картинку» перед глазами, к которой ты стремишься. Безусловно, за картинкой всё равно цифры – количество людей, получающих помощь, количество оказанных социальных услуг. Но изменения в голове благополучателей и волонтеров, долгосрочный эффект работы посчитать сложнее. Поэтому качественные показатели скорее говорят нам, ради какой большой цели вся работа делается.
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
«Наша главная социальная миссия, чтобы в Петербурге не было людей, которым нечего надеть. Поэтому мы помогаем всем организациям, которым нужна одежда. Мы сортируем её и отправляем во все благотворительные организации, которые запрашивают у нас вещи в Петербурге и в Ленинградской области. Например, Ночлежке (организация помощи бездомным) передаются тёплые и ноские вещи, куртки. Безусловно, к ним никогда не попадут никакие мини-юбки, каблуки, всякое такое. Это определённые вещи только для них. Мы отправляем вещи в Ленинградскую область для детей. И это только детские вещи.

Еще один важный посыл – мы хотим, чтобы люди, которые получают вещи в Центре выдачи (проект «Спасибо!»), не испытывали унижения. Мы против раскладушек с вещами. Поэтому нас бесплатный центр выдачи выглядит ровно так же как наши магазины. Это аккуратно развешанные вещи по размерам, по категориям. Это сотрудники, которые следят за тем, чтобы любой человек, который оказался в сложной ситуации, не чувствовал себя униженным. Это очень важно, потому что иначе, нам кажется, что это некорректно. Поэтому мы стараемся человека, оказавшегося в сложной ситуации, не возвращать в ту же сложную ситуацию, а относиться к нему как к обычному человеку, каковым он в целом и является. Вот такие основные посылы у нас»
, – Ксения Чепига, Спасибо!

»
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА
Одним из инструментов оценки эффективности программы является LBG. Это инструмент, который позволяет сравнить ресурсный вклад с тем, каким был конечный эффект от вашей деятельности.
Часто возникает путаница между конечным результатом и ресурсным вкладом, поэтому остановимся на этом более подробно:

В видео возможно упоминание Инстаграм и Фейсбук. Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данных социальных сетей на основании осуществления ею экстремистской деятельности
ЗАДАНИЕ (для самостоятельного выполнения)
Опишите свою цепочку создания импакта по описанной выше структуре. Какие ваши вложения сейчас приведут к социальному эффекту в будущем?