Модуль № 6
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
В этом модуле мы говорим о финансовых моделях: как планируют благотворительные магазины, как зарабатывают деньги и какие финансовые расходы неизбежны. Вы научитесь строить финансовую модель своего проекта и получите понимание, как привлечь дополнительные средства для реализации своего проекта.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ВАШЕГО ПРОЕКТА
Финансирование вашего проекта, возможные источники поступления средств и привлечения внешнего финансирования во многом зависят от организационно-правовой формы (ОПФ) вашей организации. У любого варианта есть свои преимущества и недостатки, остановимся на некоторых из них. В таблице ниже мы выделили факторы, которые важны для нашего вида деятельности, с более подробным обзором отличий мы рекомендуем знакомиться на внешних ресурсах.
Таким образом, нет какой-то наиболее эффективной формы собственности: ваш выбор должен зависеть от ваших целей и стратегии организации. Важно, что в некоторых случаях вы можете использовать гибридную форму (открыть и НКО и ООО), но тогда учредители и сотрудники у этих организаций должны быть разные, чтобы избежать аффилированности организаций.
В видео возможно упоминание Инстаграм и Фейсбук. Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данных социальных сетей на основании осуществления ею экстремистской деятельности
БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК ПРОЕКТА
Открытие благотворительного магазина потребует финансовых средств, которые уйдут непосредственно на запуск проекта и на поддержание его работы в течение первых недель или месяцев, пока он не выйдет на операционную прибыль.
Во втором модуле курса мы рассмотрели варианты, как можно минимизировать расходы на запуск проекта, организуя гараж-сэйлы и выездные мероприятия без открытия магазина. Эти способы подходят, чтобы проверить ваши гипотезы о том, кто является целевой аудиторией проекта, сколько можно заработать на той одежде, которую вы выставляете на продажу, сколько ресурсов придется на это затратить. В случае, если все эти эксперименты дали положительный результат, можно переходить ко второй стадии – запуску полноценного благотворительного магазина и системы сбора одежды в вашем городе.
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
«На запуск проекта у меня были собственные накопления – 600 000 рублей. Из них половина ушла на аренду. Аренда нашего магазина стоила около 150 тысяч в месяц. Соответственно мы платили за первый месяц аренды и обеспечительный платеж в размере ежемесячной аренды. Еще 300 000 оставалось на ремонт. Сюда входил: дизайн пространства, закупка мебели, ремонт самого помещения (оно было в очень плохом состоянии). На многих вещах удалось сэкономить, потому что обо всех стоящих перед нами задачах, я писала в Facebook и Instagram проекта. Это было такое реалити-шоу по открытию социального бизнеса в Москве и многие люди откликнулись и захотели нам помочь. Это никогда не звучало как: «О люди добрые, помогите нам. Иначе мы никогда не откроемся». Мне было понятно, что мы при любом исходе стартанем, вопрос в том, сколько денег мы при этом потратим на услуги подрядчиков и можно ли привлечь тех, кто поможет бесплатно. Поэтому я, например, писала: «Слушайте у нас вот такое помещение. Нам нужна помощь с дизайном». На мое обращение откликнулись архитекторы известного и очень крутого бюро «Платформа» и помогли абсолютно бесплатно. Они обсчитали ремонт, выходило где-то 800 тысяч. Но у нас оставалось меньше, чем 300 тысяч. Поэтому какие-то штуки мы взяли, а какие-то реализовали позже, когда у нас появились на это средства. Я себе все время про это напоминаю: когда мы что-то начинаем делать, то начинать надо с минимальной жизнеспособной версии продукта, MVP. Когда ты запускаешь благотворительный магазин, тебе нужно помещение, вешалка и 30 вещей на этой вешалке. Вот с этого можно начать. И примерно так мы и открывали наш первый магазин», – Дарья Алексеева, Второе дыхание.
ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ
У любого проекта есть доходы и расходы. Именно их и нужно заложить в финансовую модель, прописав основные источники выручки и то, на что она будет потрачена.
Есть очевидные доходы, которые должны учитываться в первую очередь – это доходы от продажи одежды в магазине. Но есть и дополнительные: например, оптовая продажа стоков (товаров, которые не были проданы в вашем магазине), продажа ветоши и вторсырья (упаковки, в которой вам приходит одежда), доходы от проведения мероприятий и участия в ярмарках и на фестивалях, платные контейнеры, которые вы сдали в аренду корпоративным партнерам. Если у вас некоммерческая организация, и вы планируете привлекать средства сторонников, то эти поступления тоже должны учитываться.
Важно не забыть, что при появлении дополнительных доходов, могут появиться и дополнительные расходы, и тогда финансовая модель будет в очередной раз скорректирована.

Дальше нужно учесть все расходы. Составляя расходную часть вашей финансовой модели, вы должны разделять планируемые расходы по типу.

Еще одним важным моментом, который нужно учесть при создании финансовой модели, является деление расходов на постоянные и переменные.
Условно постоянными расходами останутся расходы, которые не зависят от масштабов вашей деятельности. Например, аренда склада останется неизменной вне зависимости от того, работают люди в одну смену или две и сколько там товара: одна тонна или десять. Правда, это тоже до какого-то момента: вполне возможно, когда вы начнете собирать 30 тонн, они уже перестанут помещаться на вашем складе и придется искать новый.
Но есть переменные расходы, которые напрямую сопряжены с ростом вашего проекта: например, количество смен, которые требуется заложить для сортировки поступающей одежды, количество упаковки, объем топлива. Важно, чтобы ваша финансовая модель отражала эти изменения и рост масштабов деятельности коррелировал с планируемыми затратами.

»
Где взять средства на запуск и развитие проекта
Чаще всего благотворительные магазины запускаются на собственные средства учредителей, но бывают исключения. Ниже – об основных возможностях привлечь средства на запуск или развитие проекта.

»
Как учиться работать с финансами
Чтобы грамотно составлять финансовые модели, нужно практиковаться и получать дополнительные знания:
  • Для начала изучите возможности Excel. Например, посмотрите видеоуроки про все функции программы. Некоторые из них позволят вам ускорить процесс обработки информации, отфильтровать нужные вам данные, сделать проверку и не сбиться в процессе подсчетов.
  • Если вы подаете заявку на гранты (например, в Фонд президентских грантов), то на сайте вы найдете формы, которые помогут вам рассчитать расходы на проект. По сути, это и есть база для создания финансовой модели, которую можно взять за основу, добавив в нее специфические разделы, которые имеют место быть в вашей финансовой модели.
  • Подайте заявку на участие в акселераторе или инкубационной программе. Построение финансового плана – это одна из обязательных частей образовательной программы и это очень помогает в понимании финансов.
  • Обратитесь к человеку, которого вы знаете как специалиста в этой области. Покажите ему вашу финансовую модель и послушайте обратную связь. Опытные предприниматели обычно сразу видят слабые места и могут указать на возможные риски.
  • Поищите в Интернете похожие на ваш проекты и их финансовые модели. Например, если вы открываете благотворительный магазин, найдите расчеты прибыли и затрат секонд-хенда.
ЗАДАНИЕ (для самостоятельного выполнения)
Итогом этого модуля должно стать составление финансовой модели вашего проекта. Распишите свои операционные, административные и инвестиционные расходы, учтите сезонность и переменные величины (объем поступающей одежды, высокие и низкие сезоны). Сделайте прогноз по доходам.