Модуль № 1
ОСНОВАТЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ, КТО И ДЛЯ ЧЕГО ЗАПУСКАЕТ ТАКИЕ ПРОЕКТЫ
Когда вас впервые посетила идея открыть благотворительный магазин в своем городе? Некоторые узнают об этом формате, побывав в Европе, а кто-то просто спотыкается о коробку с ненужными вещами в своей квартире. Чего вы хотите? Заработать денег или решить социальные и экологические проблемы с своем городе или целой стране?

В этом модуле мы знакомим вас с международными моделями благотворительных магазинов и опытом других социальных предпринимателей: кем они были до запуска своих проектов и каким был их первый шаг.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
80 лет назад, когда открывались первые благотворительные магазины, перед обществом еще не стояли такие проблемы, как перепотребление и fast fashion, поэтому такие проекты несли исключительно фандрайзинговую функцию: продать пожертвованные, чтобы направить вырученные средства на благотворительность. С этой целью открывается большинство благотворительных магазинов в России и странах СНГ.

Но международный опыт показывает, что благотворительные магазины и проекты по рециклингу ненужной одежды могут решить не только проблему финансирования благотворительных проектов, но и другие важные экологические и социальные задачи:

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Выбирая вещи, бывшие в употреблении, вы снижаете нагрузку на экологию, ведь для производства этой одежды не затрачиваются дополнительные ресурсы.
ЭКОНОМИЯ
Вещи, купленные в благотворительных магазинах дешевле, чем новые вещи в торговом центре, а значит, это возможность выглядеть хорошо для людей, которые не могут потратить много денег на новую одежду или хотят потратить деньги на более важные для них вещи.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ
Вещи, попавшие в секонд-хэнд могли бы оказаться на помойке, но благодаря тому, что их не выкинули, а передали в специальные пункты приема, у них есть шанс на повторное использование. Удлинение срока жизни одежды – одна из самых важных практик осознанного потребления, благодаря которой сокращаются выбросы CO2 и уменьшается количества мусора на полигонах.
СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
Одна из самых крупных сетей благотворительных магазинов Goodwill делает акцент на трудоустройство: благодаря тому, что магазины создают рабочие места для людей из социально незащищенных групп, более 312 тысяч людей смогли получить работу и изменить свою жизнь к лучшему.
У благотворительных магазинов и проектов, занимающихся рециклингом ненужной одежды, не существует «правильных» и «неправильных» миссий. Каждый основатель сам интуитивно выбирает тему, которая ему ближе, и это формирует остальное: как будет выглядеть проект, кто станет его целевой аудиторией, как он будет работать, какие задачи он будет решать.
ЗАДАНИЕ (ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ)
Ответьте на эти вопросы в форме – мы пришлем ваши ответы вам на почту и вы сможете вернуться к ним спустя время. На практике, это очень помогает, если вы сомневаетесь в принятии решения или выбираете между конкурирующими векторами развития.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«В один момент я решил: Ладно, я попробую. Пусть, может быть, ничего не получится, но зато я просто успокоюсь и буду дальше жить своей жизнью»,

– Андрей Громнюк, основатель проекта Danke-Shop, Калининград

В видео возможно упоминание Инстаграм и Фейсбук. Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данных социальных сетей на основании осуществления ею экстремистской деятельности
ЛИЦО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальный предприниматель – это человек, который создает предприятие, работающее в бизнес-логике, для решения социальной или экологической проблемы. Он отличается от благотворительной организации тем, что опирается не на привлеченные средства, а на собственные доходы. И от традиционного бизнеса – тем, что в основе стратегии его развития – миссия, ценности и благополучатели, а не прибыль и стоимость компании.

Человек, создающий и управляющий такой организацией будет сидеть на двух стульях: с одной стороны, должна быть предпринимательская хватка, умение принимать бизнес-решения и держать руку на пульсе. С другой – глубокая личная мотивация и способность заражать всех своим видением и привлекать сторонников.

Социальными предпринимателями становятся люди совершенно разных профессий, с разным жизненным опытом и экспертизой. Поэтому они так не похожи друг на друга, но во многом очень близки.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«До того, как открыть благотворительный магазин «Вторник», я была педагогом дополнительного образования и занималась организацией экологических мероприятий»,

Светлана Первенецкая, основательница благотворительного магазина «Вторник», Иркутск

В видео возможно упоминание Инстаграм и Фейсбук. Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данных социальных сетей на основании осуществления ею экстремистской деятельности
БОЛЬШАЯ ИДЕЯ
Часто преградой на пути к началу собственного дела становится отсутствие понимания масштаба. Еще вчера ты сидишь в офисе крупной компании с хорошей страховкой и комфортным графиком. А завтра - таскаешь коробки, разбираешься в том, как работает онлайн-бухгалтерия и моешь полы в собственном магазине. В такие моменты «не покончить с мечтой» и не выгореть на полпути помогает понимание «большой идеи» того, чем ты занимаешься в масштабах города, страны и мира.
Чек-лист
  • Сколько секонд-хэндов открыто в вашем городе?
  • Сколько людей в них приходят в течение года?
  • Сколько подобных магазинов можно открыть в вашем и соседних городах?
  • Какой оборот вас мотивирует. Какого размера должна быть компания, которой вы хотите руководить?
Фэшн-индустрия – вторая в мире по негативному влиянию на окружающую среду. С 2000 по 2015 год объем производимой одежды увеличился в два раза, а количество раз, которые мы надеваем одну и ту же вещь снизился на 30%. Такие тренды говорят о том, что запуск и масштабирование проектов по рециклингу ненужной одежды становится более востребованной с каждым годом, а рынок только начинает заполняться.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Я помню свой шок, когда мне впервые прислали счет на оплату аренды. А я, выпускница Финансового университета, не знала, что с ним делать. Поэтому первые счета я носила распечатанные в банк, и операционистка мне их проводила»,

– Дарья Алексеева, основательница фонда и сети магазинов ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ.

В видео возможно упоминание Инстаграм и Фейсбук. Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данных социальных сетей на основании осуществления ею экстремистской деятельности
ЗАДАНИЕ
Найдите источник вдохновения, выпишите названия компаний и имена предпринимателей, на которых хочется равняться. У кого бы вы попросили бизнес-совет, если бы у вас появилась возможность встретиться с этим человеком?
ВАШ БРЕНД
Не бойтесь не угодить рынку. Вы можете выбрать неправильную целевую аудиторию или открыть магазин в невыгодной точке (об этом мы поговорим в следующем модуле). Но вы точно не ошибетесь, если будете собой.

Пока вы ждете следующий урок, мы рекомендуем посмотреть сериал Girl Boss (Начальница), снятый по автобиографии американской предпринимательницы Софии Аморусо. Аморусо создала фэшн-империю Nasty Gal, начав с продажи винтажа и интересных вещей, которые находила в секонд-хэндах и продавала на личной страничке Ebay.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Если вы чувствуете себя комфортно в панамке с изображением фруктов, остальной мир замрет и будет смотреть. ... Пускай это звучит банально, но вас никто не полюбит, если вы не полюбите себя»,

– София Аморусо, основательница Nasty Gal